Оформительское искусство – особое направление
Особое направление совместного декоративно-прикладного, архитектурного и дизайнерского творчества составляет оформительское искусство: проектирование демонстраций различных изделий в помещениях и на открытом воздухе, экспозиций выставок, музеев, мемориалов и т. д. В такие проекты закладывается своеобразный сценарий показа, обеспечивающий определенное психологическое «движение» зрителя, соответствующее расположение предметов показа и специальные дизайнерские и художественные средства его «психологизации», а в ряде случаев также произведения изобразительных искусств и даже музыку. Декоративно-прикладное искусство выполняет и особую функцию, важную для всех видов творческой деятельности, производящей вещи. В ее выполнении, оно тесно сотрудничает с архитектурой и изобразительными искусствами. Это разведывательная, экспериментальная функция.
Практика созидания вещного мира нуждается в обобщении и осмыслении опыта и поиске новых не только конструктивных, но и цветосветовых, пластических, ритмических и других решений, выявлении новых не только утилитарных, но и выразительных, эмоционально-ассоциативных возможностей традиционных и особенно новых материалов и т. д. Причем осмысления не теоретического (хотя и оно, конечно, нужно), а практического - в виде экспериментальных изделий. Не предназначенные еще для производства и не пригодные для потребления, они нужны для обнаружения новых путей и возможностей утилитарно-эстетического и утилитарно-художественного творчества. Их-то и призвано создавать современное декоративно-прикладное искусство. Несколько лет назад широкую известность среди специалистов приобрел, например, «Праздничный стол», созданный Б. А. Смирновым и показанный на одной из художественных выставок. Огромный, заставленный необычной по пластике, цвету, пропорциям посудой и декоративными предметами, этот «стол» являл собою широкий эксперимент устремленных в будущее поисков новых ансамблей вещей и дал толчок созданию ряда уже утилитарных изделий дизайнерского и художественного рода. В свое время вызвал споры показ на выставке изящного чайника с запаянным носиком, созданного А. Я. Степановой (ныне народным художником РСФСР): не пригодный для разлива чая, он демонстрировал новый, ярко декоративный образ привычной вещи, ее новаторскую модель.
|