Машинное производство товаров массового потребления
Машинное производство товаров массового потребления совсем не занимала идея ансамбля: вытеснив эстетическое начало из своих изделий, оно одновременно отказалось и от принципа ансамблевости при их разработке. Восстанавливая гармонию утилитарного и эстетического начал в предметах массового машинного производства, дизайнерское творчество восстановило и этот принцип и подняло его на новый уровень. Впервые он обращен к вещам самого массового потребления и к организации вещной среды обитания широких народных масс.
В данной тенденции современного дизайнерского творчества находит яркое выражение предсказанная Марксом необходимость формирования всего человеческого предметного мира «и по законам красоты», приобретают реальность мечты о создании такой предметной среды, которая формирует лучшие человеческие качества у широких масс людей. К сожалению, эта тенденция, как мы уже отмечали, не получила еще должного развития. Нужно думать, что дальнейшее развитие и совершенствование социальной сферы нашего общества, общий подъем проектировочного творчества скажутся вскоре и на развитии этой тенденции. Дизайнерские проекты касаются традиционных видов ансамблей; комплектов мебели, посуды, одежды и т. д., причем охватываемый ими объем ансамблей неуклонно расширяется. Накапливаются решения предметного наполнения помещений в жилых домах, в учреждениях административного, хозяйственного, культурного профиля, в учебных заведениях разного типа. Создаются проекты организации среды в разных местах скопления людей: в магазинах и на рынках, в портах, на вокзалах. Ленинградские дизайнеры наметили проектирование ансамбля «городской мебели» - предметной среды городских улиц (от постов ГАИ и опор для дорожных знаков до скамеек для отдыха и урн для мусора), а группа дизайнеров, художников и архитекторов высказывается за создание ансамбля предметной среды городского двора как места досуга и общения горожан...
|