Тысячелетняя культура человечества
Высший уровень теоретического постижения закономерностей мира, сфера логического, абстрактного мышления и художественная фантазия, лицедейство, публичное представление. Связаны ли они, как взаимодействуют между собой на протяжении истории, что может их роднить? Правомерно и привычно сопоставлять философию и литературу, философию и музыку. Но не менее интересно и увлекательно обнаружить в философии драматическое начало, а в театре философское содержание. Тысячелетняя культура человечества позволяет во многом ответить на эти вопросы.
И суть здесь не только в том, что, к примеру, Диалоги Платона соединяют в себе философию и драматургическую форму, что Лев Толстой в своих пьесах выдвигал философские идеи, а Сартр был известным философом и не менее известным драматургом, в его пьесах философские воззрения получали дополнительную глубину в художественном воплощении. Дело также в том, что и философия, и театр выполняют в системе культуры сходную функцию, помогая человеку, человечеству познать мир, в котором он живет и действует, познать себя, а на этой основе изменить себя и мир. Интересы философии и театра перекрещиваются на человеке, его сущности, его исторической судьбе.
Общность философии и театра, как и искусства в целом, очень глубокая и давняя. Не случайно Пушкин,' отвечая на вопрос: «Что нужно драматическому писателю?», на первом месте обозначил «Философию...». И, отметив, что «дух века требует важных перемен и на сцене драматической», подчеркивал: «Поэт, живущий на высотах сознания, яснее видит, может быть, и недостатки справедливых требований, и то, что скрывается от взоров волнующейся толпы». Раскрыть это скрытое «лицо мира», создать целостную картину действительности и человека стремятся в равной мере и философия, и искусство.
|