Общность философии и театра
Театр не представляет в этом смысле исключения. Напротив, соединяя в себе и литературно-драматургическую основу, и непосредственное действие, и общение со зрителем в живом процессе актерской игры, театр способен в некотором смысле более целостно и впечатляюще, нежели другие виды искусства, передавать закономерности бытия в чувственно зримой, эмоционально воздействующей форме.
Как в живом организме, в культуре старое не отмирает полностью, а частично включается в новое. Общность философии и театра заключается и в том, что в сферу их функционирования втягивается вся предшествующая культура. Философские догадки древних о материальности мира и диалектическом характере его развития лежат в основе нашего нынешнего мировоззрения. А образы Прометея, Эдипа, Антигоны живут в современном театре своей подпокровной жизнью, как и образы Гамлета, дяди Вани, Комиссара. Театр, как и философия, способен заглянуть и в грядущее, только еще предугадываемое, вскрыть судьбы людей, их будущие пути. Образ Эдипа, прозревающего в конце трагедии (и именно тогда ослепленного!), положил начало показу на сцене тернистого пути познания человеком своего места в жизни.
Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее («прервалась связь времен» - «Гамлет») в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?», «Кто виноват?», «Что делать?» - хотя и по-разному, всегда пытались философия и театр.
Уже мифология, к которой обращались древнегреческие философы и драматурги, давала, хотя и искаженную, картину и оценку времени, а вместе с тем позволяла утвердить новые общественные идеи и тенденции. И философия, и искусство были обращены к настоящему, направлены на его теоретическое и художественное познание.
|