Вера в безграничное могущество человеческого разума
Центральным звеном античной культуры, позволяющим идентифицировать эти формы культуры, являлось понятие Логоса - и основная философская категория, воплощающая мировой закон и порядок, и главное действующее «лицо» греческой трагедии, выступающее в качестве рока, судьбы, олицетворяющей включенность человека в космическую гармонию.
В Новое время ведущим мотивом культуры становится вера в безграничное могущество человеческого разума, в созидательную силу науки и просвещения. Утверждая настоящее, просветительское искусство стремится освободить его от пороков, прошлое служит ему для лучшего и полного постижения современности, а судьба человечества воспринимается устремленной в прекрасное будущее. Идеалы Просвещения претендуют на всеобщность и универсальность, они лежат в основе некоей общечеловеческой модели, функционирующей, согласно принципам, выдвинутым передовыми мыслителями. На театральной сцене утверждаются рационалистическая нормативность, канон.
Начиная с середины XIX века и до наших дней, в буржуазном сознании утверждается ощущение бессмысленности настоящего и бесперспективности будущего, иррациональности мира и человека, что находит отражение в некоторых видах зарубежного театра XX века (театр абсурда, экзистенциалистский театр). Демократическая тенденция современного искусства реализуется в советском и прогрессивном зарубежном театре, утверждая пути созидания нового мира, нового человека.
Аналогичные явления можно проследить и в философских воззрениях, где соединяется в единое целое опыт культуры, всегда присутствует ясно ощущаемая тенденция развития, определенная идеологическая позиция, коренящиеся в общественной жизни времени. Развитие философии - диалектически противоречивый, порой даже драматический процесс.
|