История философии
Столкновение идей, борение мнений - этим жива философия. История философии - не прямая дорога, по которой шествуют мудрые старцы. Здесь порой за свои идеи расплачиваются жизнью, как Сократ и Бруно, изгнанием с Родины, как Анаксагор, здесь борются с оккупантами, как Сартр и Камю, которые своим искусством и своей философией остановили эпидемию самоубийств в период фашизма во Франции.
То же можно наблюдать и в искусстве. Не сразу пришло признание к Мольеру и Булгакову, не было принято в свое время творчество многих выдающихся драматургов и режиссеров. Эстетические категории прекрасного, Возвышенного оказываются присущими и искусству, и самому бытованию философии.
Но между философией и театром есть и существенная разница. Философия стремится проникнуть в скрытую сущность мира, познать его объективные законы и выразить их в понятиях. Театр постигает характеры и судьбы людей, мотивы их поступков, связи человека и общества и разъясняет их при помощи художественных образов, действий, наглядного показа столкновения интересов, желаний и стремлений людей с обществом и миром.
«Для того чтобы данная истина, - писал Гегель, - могла стать подлинным содержанием искусства, требуется, чтобы в ее собственном определении заключалась возможность адекватного перехода в форму чувственности». И философия в своем стремлении максимально выразить основные законы мироздания и человеческого бытия, абстрагируясь от чувственной оболочки вещей и явлений, остается во многом связанной ею. Это и создает пути перехода философских истин в иное - художественное - измерение театра. И «драма стала заведовать страстями и душою человеческой» (Пушкин), оставив философии «заведование» человеческими думами. Но материал они обе черпали и черпают из продвигающегося вперед и расширяющегося познания.
|