Театральное искусство
Философия старается максимально приблизиться к проникновению в действительность, хотя и делает это, смотрясь в зеркало классовых, социально обусловленных тенденций, что приводит к определенным деформациям смыслов и значений. Аналогично и театр это своеобразное художественное зеркало жизни, всегда чуть трансформирующее ее по законам искусства, высвечивающее самое важное в человеке, в том мире, в котором он живет. Ибо искусство типизирует, обобщает, строит своеобразную модель идеального человека и общества. Однако кривизна его художественной поверхности всегда соответствует мировоззрению времени, связана, пусть и не всегда прямо, и с философским, и с общехудожественным познанием мира.
Можно образно представить себе театральное искусство как царство особых зеркал, в которые смотрится человек. В отражениях он узнает себя, свое окружение, свой мир, узнает свои поступки, желания, стремления. Он как бы включается в представление, начинает жить жизнью героев драмы или комедии, начинает глядеть на себя со стороны. И, познав глубже, благодаря определенному отстранению, себя, мотивы своих действий, закономерности бытия, меняется, находит внутренние ответы на мучающие его вечные вопросы жизни и смерти, смысла человеческого существования, смысла мира.
Да, без философского осмысления бытия театр не смог бы, конечно, выполнять свою важнейшую функцию воспитания человека, формирования его мировоззрения, быть своего рода руководством к действию в меняющемся сложном мире. Но и философия оказывается не чуждой театральности, своеобразной внутренней драматургии мыслей. Философы, выстраивая свои модели мира и человека, как бы прочерчивают порой контуры некоей пьесы: здесь есть свои «действующие лица», «предполагаемые обстоятельства», даже декорации и реквизит.
|