Взаимодействие философии и искусства
«Материя и форма» Аристотеля, «субстанция», «атрибуты» и «модусы» Спинозы, «абсолютная идея» Гегеля, «мировая воля» Шопенгауэра - разве это не оригинальные персонажи в философской игре ума, в глобальной картине действительности, где драматические столкновения двух главных «действующих лиц» философии - материи и сознания - приводят то к кульминации идеалистических представлений, то к закономерному финальному аккорду материалистической точки зрения. А теоретическое положение Платона о том, что человек лишь зритель, который видит из своей пещеры, только движущиеся тени идей, их отблески? Быть может, оно тоже порождено театром?
Идолами театра называет Фрэнсис Бэкон заблуждения, которые вселились в души людей из разных догматов философии, ибо «сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры». В многовековой истории человеческой культуры взаимодействие философии и искусства, философии и театра протекает неравномерно, с разной степенью глубины и интенсивности.
В отдельные периоды общественной истории на первый план в духовной жизни выходит философия и ведет за собой театр. В другие же на театр падает главная задача осмысления движущейся материи. Именно в этом смысле выделяли К. Маркс и Ф. Энгельс Шекспира, указывая, что он опередил мышление своего времени. Взаимодействуя, философия и театр всегда шли рука об руку, пытаясь изменить действительность. Передовой, прогрессивный театр во все времена обращался к массовой, народной аудитории, призывал к гражданственности, боролся за социальное звучание искусства, его идеологическую концептуальность.
Знаменитый французский режиссер и актер Дюллен писал: «Если театр хочет сохранить свое место в социальной структуре общества, которое давно и мучительно вынашивает новые формы, он должен сам выдвигать и решать новые задачи» (подчеркнуто мною. - С. И.).
|