Театр - это «вторая действительность»
Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай - и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».
Театр - это «вторая действительность», порожденная художественным мышлением, сохраняющая в особой форме чувственную полноту и конкретно-социальную достоверность представляемого. Но в спектакле также всегда присутствует элемент «разъяснения» - либо в тексте (реплики хора, текст от автора, резонерствующие персоналки, интермедии), либо в самом сюжетно-драматургическом построении, подтексте, - вводящий зрителя в сферу философского осмысления бытия, глубочайших проблем жизни и смерти, общественного долга. Театр предстает, поэтому в некоторой степени «объяснительной моделью мира» и одновременно своеобразным началом, активизирующим сознание и волю людей, пробуждающим в них социальную действенность.
Драматург Виктор Розов писал после просмотра спектакля «Мизантроп» по пьесе Мольера в Театре на Таганке (режиссер А. Эфрос): «Слушаешь пьесу и диву даешься, как мало меняется человек. Может, и совсем не меняется, просто в разные времена существуют разные люди. И, с одной стороны, тебе спокойно, все на своем месте в жизни, а с другой - думаешь: нет, нет, всегда будь начеку, не мирись с тьмой жизни, бейся за свет». И театр во все времена бьется за свет, за освобождение человека, создавая образы героев - защитников человечества.
Среди этих героев одно из первых мест принадлежит Прометею (позднее к нему присоединяется Геракл). Не случайно К. Маркс уделяет внимание этому образу, воплощенному Эсхилом, в предисловии к своей докторской диссертации. Он пишет, что «признание Прометея: По правде, всех богов я ненавижу, есть ее (философии) собственное признание, ее собственное изречение, направленное против всех небесных и земных богов, которые не признают человеческое самосознание высшим божеством. Рядом с ним не должно быть никакого божества... Прометей - самый благородный святой и мученик в философском календаре».
|