Историческая правда
Увы, историческая правда оказалась настолько страшна, что души оказались к ней не подготовлены. По нашим наблюдениям, у многих людей произошла обратная реакция: блокировка нравственного чувства. Не пробуждение нравственности, а пробуждение всеобщего озлобления явилось парадоксальной реакцией на историческую правду в тысячах душ... И возник закономерный вопрос: о готовности широких масс к восприятию бездны исторических катаклизмов, политических ошибок и искажений в нашей истории, к восприятию художественной правды об абсурдности современной жизни. Казалось бы, чисто политический вопрос, нравственный аспект которого, однако, был сформулирован еще Великим Инквизитором: способен ли человек выдержать бремя свободы?
Ведь сознание реальной картины действительности подводит человека к бремени ответственности за свою личностную позицию - а всякому ли это под силу?.. А если нет, то, что способно пробудить в человеке силу внутреннего нравственного самостояния перед лицом трагических жизненных перипетий? Не легче ли скрыть правду и оставить человека в состоянии спасительного неведения? Что, используя понятия классика, все-таки дороже: «тьма низких истин» или «нас возвышающий обман»?
Конечно, нравственность есть правда. Нравственность не может быть замешана на лжи. Ложь цинична и ведет к деградации нравственного чувства. Нельзя дозировать правду, ибо ограниченная, неполная, правда - это тоже ложь. Гласность, свобода слова, отсутствие монополии на информацию - а к этому мы стремимся сегодня - предполагают полную правду, которая только и может быть непременным, хотя и недостаточным, условием укрепления подлинной нравственности. Однако слишком тонка и ранима нравственная материя человеческой души, и далеко не всякий способ подачи правды материю эту укрепляет.
|