Волна недовольства
Увы, приходится признать, что упомянутые шлюзы, открытые перестройкой в области художественной деятельности, дали дорогу отнюдь не только произведениям «высокого искусства», длительное время остававшимся недоступными советскому человеку, но и продукции низкопробной, эксплуатирующей некогда «запретные» темы вовсе не в целях пробуждения души, а скорее в силу пробуждения всеобщего духа коммерции. Изобилие обнаженных женских тел, откровенная демонстрация интимных актов все чаще стали появляться на экранах наших кинотеатров, на страницах художественной литературы и на театральных подмостках вне художественного контекста, как некая «декоративная деталь» или даже как своеобразный рекламный ролик.
Закономерно, что все это, вместе взятое, породило волну недовольства самых разных людей (разумеется, прежде всего - людей старшего возраста, но, заметим, не только их!). «Программно» этот протест прозвучал в целом ряде статей писателя Василия Белова, с предельной остротой сформулировавшего проблему нравственной опасности, которую несет с собой коммерциализованное искусство, на примере... ритмической гимнастика. Позволим себе привести обширную цитату, поскольку за ней стоит, с одной стороны, достаточно серьезная проблема, а с другой - достаточно распространенная позиция.
«Вообще, - пишет Белов, - всевозможные эстрадные дивы, танцы, ритм-балеты маскируют своими интеллектуальными названиями подчас самую обыкновенную пошлость. Проникла такая эстетика и в спортивные передачи. Я говорю о пресловутой аэробике, которую пропагандирует мастер спорта Елена Букреева и режиссер Леонид Кривицкий. Разумеется, вкупе со своими редакторами. Нескромные позы, иногда совсем циничные движения, соответствующая музыка, деланные улыбки «физкультурниц», эти бикини и полосатые, как в двадцатых годах, чулки - все это служит определенным, отнюдь не целомудренным целям. Двое юношей, задвинутых постановщиком куда-то на задний план, выглядят в этом женском коллективе явно лишними.
|