Мир комического искусства
Мир комического искусства столь же многообразен, как и сама жизнь. Примером может служить творчество Н. В. Гоголя, по словам которою «комизм кроется везде... живя посреди него, мы его не видим; но... если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху и будем дивиться, что прежде не замечали его».
Выставление напоказ и комическое обыгрывание мелочей повседневной жизни, ее пустоты и никчемности в результате приводят к ощущению трагичности такой жизни. Получается картина, напоминающая образ, нарисованный Шопенгауэром: жизнь в целом трагична, в ее повседневной детализации - комична.
«Только человек, окруженный в нашем современном мире различными проблемами, знает цену смеха. Смех - это самое чистейшее проявление свободы. Бывает, что нам не прощают чувство юмора. Люди, лишенные этого чувства, интуитивно ожесточаются не против смеха, а против свободы, которую он выражает. И они правы - такое нельзя простить! Такие люди подобны тяжелобольным, озлобленным против всего, не соответствующего их недугу» (И. Бешков).
Вольтер полагал, что заниматься поисками метафизических истоков смешного и комического может только очень печальный человек. И действительно, уже упомянутый нами А. Шопенгауэр - наиболее яркий выразитель философского пессимизма в Европе - создал метафизическую теорию комического. Для него комическое заложено в самом бытие: мир так устроен, что с необходимостью порождает комическое, оно онтологично (т. е. оно и есть суть бытия, бытие как таковое). Почему так получается?
Дело в том, что для Шопенгауэра мир есть, прежде всего, несоответствие. Главное несоответствие состоит в том, что наши представления, в которых только для нас мир и может существовать, вовсе не сообразны той изначальной «воли к жизни», которая и есть мир сам по себе. Это изначальная несообразность осознается нами как страдание, что составляет глубинный комизм нашего существования вообще.
|