Теория первого типа
Однако у Ницше мы видим, что под комическим он понимает уже чисто психологическую реакцию. И здесь надо сказать, что обычно философы и эстетики ищут объяснения комическому и смеху либо в качествах объекта, либо в особенностях реакции субъекта. Но этому основанию как раз и легче всего различать теории комического.
К теориям первого типа. т. е. тем. которые исходят из -указания на обычные или необходимые характеристики смешного, того, над чем смеются, относятся теории контраста, несоответствия, противоречия, несообразности низменного (когда низкий предмет или лицо претендует быть возвышенным): безобразного, но безвредного: неприличного, но втайне привлекающего интерес: теории ошибки, оплошности и т. п.
Напротив, теории второго типа тяготеют к тому, чтобы сказать, какое чувство испытывает человек при встрече с комическим, или точнее, какое чувство или состояние скрывается за реакцией смеха на ту или иную ситуацию. Здесь мы встретим мысль, что в основе лежит чувство превосходства, или же что смех есть синтез радости и злобы, или что он есть разрядка напряжения: сюда относятся теории неожиданности («обманутого ожидания»), новизны, защитной реакции, комического как «возвышенного наизнанку» (Жан Поль), рассеивания иллюзии, избытка психической энергии, встречи души с «ничто» (И. Кант), когда нам дается откровение небытия.
Можно было бы перечислять типичные определения и разнообразные их нюансы и далее. В истории эстетики и философии существует множество самых разнообразных теорий, объясняющих комическое. Они столь различны между собой, что нередко оказываются взаимоисключающими. Получается это потому, что чаще всего анализируется один вид комического и исходя из этого наблюдения делаются обобщения на всю область смешного и комического. Ниже мы подробнее остановимся на наиболее известных теориях. Но предварительно следует сказать несколько слов относительно традиционно устанавливаемого различия между комическим и смешным.
|