Понятия для эстетики
В определенном отношении эти два понятия для эстетики совпадают, а в других отношениях - нет. Без смешного не бывает комического, будь то сильная эмоция, когда «умирают со смеху», исключающая все другие проявления чувств, или же едва наметившаяся веселость, проявляющаяся просто в мысленной оценке («забавно», «смешно»). Однако не всякое смешное может оказаться эстетически значимым. Но и само комическое далеко выходит за пределы эстетической категории, хотя превращение любой ситуации в комическую, если она поддается такому превращению, есть уже первый шаг к ее эстетизации, поскольку это превращение происходит через обыгрывание каких-либо связей и отношений этой ситуации, а игра, обыгрывание предполагают некоторую дистанцию, т. е. также первый шаг и для эстетического к ней отношения.
Комическое вообще может быть названо эстетически организованным смешным, а смешное тогда будет реализующимся в конкретной ситуации комическим (т. е то, что в культуре закреплено как скрытые правила и запреты на такое игровое отношение, в принципе способное вызвать смех, есть комическое, а реализация такого игрового отношения - смешное). Конечно, все подобные различения весьма условны.
Ясно, что в самых лучших комедиях смешное организовано эстетически наилучшим образом, однако, как уже давно замечено, именно на их представлениях зрители смеются весьма редко. А на самой простой комедии, полной грубых шуток, зрители буквально покатываются от хохота. О чем это говорит? Значит ли это, что, например, Мольер был менее искусен в достижении комического эффекта, чем автор какого-нибудь грубого фарса? Нет, просто это означает, что смех не является самодостаточной ценностью комического, это только его средство, материал. И как всякое средство, оно не должно быть чрезмерным, в идеальном случае оно просто должно соответствовать цели.
|