Теории комического
Цели комического, особенно высших форм его проявления, в искусстве могут быть самые разные. Тот же Мольер, например, считал, что самое важное для комедии - нравиться: «Смешно и нравится, а если же не нравится, то и не смешно», «Нравиться публике - это великое искусство». Мольер верил, что людей еще можно исправить и искусство должно в этом принять участие: «Обязанность комедии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их».
Очевидно, что цели эти могут зависеть от самых различных обстоятельств, они могут быть социальными и идеологическими, развлекательными и воспитательными или познавательными, или цели может не быть никакой. Так, например, цель одного из видов комического - сатиры - состоит в «наказании смехом». Это не значит, что всякое комическое будет преследовать ту же самую цель. Бывает комическое и без отрицательного заряда, нейтральное, а. бывает и положительное, не только не содержащее в себе насмешки, но и разрушающееся от последней. Оно проявляется в дружественном, приветливом смехе, в проявлениях веселья.
В сущности, почти все теории комического если не ставят в центр своего объяснения некую цель пли функцию смеха, то по крайней мере очерчивают их от противного: отмечают те состояния, в которых комическое возникает, и те препятствия, запреты, которые тормозят его проявление. Первое бросающееся в глаза противопоставление: комическое прямо противоположно трагическому. Действительно, в этих категориях есть взаимоисключающие моменты: например, в трагическом обязательно присутствует сильное эмоционально негативное переживание - страх и сострадание, и, как считал Аристотель, такое сильное переживание обязательно парализовало бы комическое. Но вопрос о соотношении этих категорий на уровне теоретической абстракции мы должны оставить в стороне, здесь важно лишь ситуативное взаимоисключение.
Обычно человек не остается долго в одной ситуации - смех нередко переходит в слезы; и наоборот: живя в мире двойственности, он естественно и постоянно бежит от одного к другому: не только тягостная, печальная ситуация может рассеяться, если человека рассмешить, но и, насмеявшись вволю, можно начать «умирать со скуки». Мало того, иногда громкий смех, хохот так сильно напоминают рыдание, «плачущий» смех, особенно для того, кто в эту ситуацию не включен! Иными словами, смех, слезы, страх и скука - все рядом.
|