Учтивость при неизбежных преступлениях против закона
И все же в общем случае сильная эмоция - это тормоз для комической реакции, не напрасно Бергсон называл смех мгновенной анестезией сердца. Все чувства смолкают, когда вспыхивает смех, комическое обращается непосредственно к чистому разуму. По этому поводу один из оппонентов Бергсона пошутил: комедия, обращаясь к чистому разуму, рискует обращаться к пустым креслам! Однако один вид комического Бергсон угадал точно в своей теории интеллектуальной природы смеха. Смех есть не что иное, как обнаружение нашим разумом за видимостью живого организма - мертвого механизма. Человек идет по дороге, спотыкается и падает. Все смеются. Все видели идущего живого человека, а в падении обнаруживается инерция механического движения.
Оставляя пока вопрос о том, обращается ли комическое к чистому разуму (более вероятно, что оно обращается к представлениям здравого смысла, а не чистого разума), попробуем определить, есть ли контраст между механизмом и организмом, мертвым и живым в таких видах интеллектуального, комического, как остроумие, ирония, юмор.
В рассказе Г. Бёлля «Учтивость при неизбежных преступлениях против закона» порядочная и почтенная дама размышляет, как бы отыскать деньги законным путем: «Где достать деньги, не украв? Вывод может быть только один - кража». Или же другой пример литературного остроумия: «Стать министром не легко, быть министром просто» (из пьесы А. А. Шаховского «Дипломат»), или же шутки в обыденной жизни (например: «Орел - я выигрываю, решка - ты проигрываешь»), анекдоты, остроты. Очень трудно объяснить такого рода юмор и остроумие на основе теории Бергсона.
Здесь скорее подходит концепция обманутого ожидания. К тому же иногда и механизм под обликом организма может оказаться чем-то чудовищным (как в случае с пресловутым «зомби»), правда, мы уже знаем, что от страшного или чудовищного (стоит только его сделать игрушечно маленьким) до смешного, как и от смешного до великого - всего один шаг.
|