Философское и богословское творчество Флоренского
Философское и богословское творчество П. А. Флоренского чрезвычайно многообразно и многогранно. Размышление над ним и интерпретация его возможны в самых разных направлениях. Дать полную картину философского творчества и обсудить достоинства и недостатки различных его интерпретаций в рамках брошюры представляется невозможным. Автор анализирует видимые, неоднократно провозглашенные самим П. А. Флоренским основания его философствования (а именно идеи аритмологии) и обозревает с этих позиций основные положения его философии. В своей ранней книге «Столп и утверждение Истины» П. А. Флоренский дал «опыт православной теодицеи. Но не успел в полной мере опубликовать своей антроподицеи, а посему реконструкция его учения о человеке является трудной проблемой.
Родился 9 января 1882 г. в местечке Евлах Елизаветпольской губернии, где отец его строил тогда Закавказскую железную дорогу. Детство провел в Тифлисе и главным образом в Батуме. Учился во 2-й Тифлисской классической гимназии и окончил там курс в 1900 году. Дальнейшее образование получил на физико-математическом факультете Московского университета, по математическому отделению. В 1904 г. окончил здесь курс, специализировавшись по чистой математике, и был оставлен при кафедре. Кандидатское сочинение писал на самостоятельно намеченную тему «Об особенностях плоских кривых, как местах нарушений непрерывности»; это сочинение предполагалось сделать частью работы общефилософского характера «Прерывность, как элемент мировоззрения».
В университете Флоренский работал преимущественно в атмосфере идей теории функций действительного переменного и Н. В. Бугаева и под дружеским покровительством Н. Е. Жуковского. Параллельно с занятиями математикой и физикой шло изучение философии на историко-филологическом факультете у С. Н. Трубецкого и Л. М. Лопатина. В 1904 г. Флоренский поступил студентом в Московскую Духовную Академию и с этого времени поселился в Сергиевском Посаде. В академии он занимался дисциплинами, необходимыми ему в разработке общего мировоззрения, - философскими, филологическими, археологическими, историей религии, и отчасти продолжал работы математические. Будучи на IV курсе, был избран на кафедру истории философии, которую затем занимал с осени того же, 1908, года в качестве исполняющего) должность доцента, а с 1911-экстра ординарного профессора, по защите на степень магистра диссертации «О духовной истине».
|